?

Log in

No account? Create an account

Артисты, кураторы и толстосумы - Clittary Hilton

Dec. 22nd, 2005

08:56 pm - Артисты, кураторы и толстосумы

Previous Entry Share Next Entry

Искусство не должно судить само себя. ХХ век это продемонстрировал с пугающей отчетливостью. Когда место Медичи заняли кураторы, искусство сполна отплатило за поругание. Появились Малевич с Бурлюком и Ротко с Де Кунигом. Нате, кушайте.

Явление, о котором я говорю, универсально и относится ко всем областям творческой деятельности.

Начнем с науки. Первой пострадала философия. То, что сегодня это абсолютно никому не нужная, смешная и жалкая дисциплина, видно невооружённым глазом. Вовремя отпочковавшиеся от философии физика и химия продолжают существование, решая насущные задачи, строя атомные бомбы и рапортуя лично товарищу Берия. Но вот математика превратилась из царицы наук в жалкую прислужницу, смысл жизни которой в обучении первокурсников других специальностей дифференциальному исчислению. Массовая профессия ежегодно выдаёт на гора новых и новых математиков. Их достижения могут конечно оценить только кураторы. В математике второй половины ХХ века разразился невиданный кризис жанра. За исключением вовремя отпочковавшейся компъютерной науки. Избежит ли подобной участи теоретическая физика, пока неясно.

Но нас интересует литература. Тут есть рынок. Это, прямо скажем, не Медичи, но тоже хорошо. Роман живёт, хотя повести и рассказы живут еще лучше. Не живёт только поэзия. На Западе поэтов читают только другие поэты, а прочие люди не читают вовсе. И правильно делают, ибо западная поэзия выродилась начисто. На разживу выделяются маленькие деньги, которые распределяют кураторы. Результат — курам на смех. А вот в России поэзия выжила! Причём выжила благодаря товарищу Сталину, который первым делом перебил всех кураторов. Хотя те уже всё приспособили к торжеству футуризма. В результате поэзия воспрянула и даже в самые гнетущие годы плодоносила, хотя большинство поэтов товарищ Сталин тоже перебил. А когда распространять стихи перестало быть смертельно опасным делом, поэзия вообще расцвела. И цветёт поныне.

Прошу понять меня правильно. Меня совершенно не интересует справедливость. Я не сомневаюсь, что бывалый куратор вернее оценит произведение искусства, нежели малограмотная 18-летняя девочка, опора и надежда поэзии. О чём мечтал Некрасов? Чтобы не милорда глупого, а Белинского и Гоголя мужик нёс с базара. Что для этого нужно? А чтобы базар фильтровал интеллигентный куратор... вот его-то я и боюсь! Беспокоит меня нелинейный эффект, связанный с влиянием искусства на самого себя. Это смертельное явление.

Впервые на стихире в 2003 году
См. также продолжение, "
Искусство, капитализм и правила игры"

Comments:

[User Picture]
From:maxnicol
Date:December 23rd, 2005 08:32 am (UTC)
(Link)
Не знал Некрасов чопорный,
что деньги на Белинского
мужик потратит только лишь,
когда с ума сойдет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:December 23rd, 2005 03:08 pm (UTC)
(Link)
он знал, Некрасов, многое
и мужику сказал
что мол Белинский с Гоголем
умней чем сериал

пройдя горнила свинские,
умнел мужик с тех пор
и гоголей с белинскими
не видит он в упор



(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rodionv
Date:December 23rd, 2005 11:32 am (UTC)

Думаю, что

(Link)
заказчик был всегда. Кто деушку ужинает, тот ее и танцует...(Или наоборот?)

А эпоха символического искусства пришла из-за информационного потока, ИМХО.
Рублев и Микеладжело были гениями из-за уникальности.
ЗЫ: что-то я как-то серьезно насупился 8))
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:December 23rd, 2005 03:23 pm (UTC)

Re: Думаю, что

(Link)
куратор (program manager) девушку-то конечно танцует, но ужинает её не за свои кровные... он выражает чаяния профессии в целом, то есть той же девушки... да и сам он из того же борделя что и сама девушка... нее-ет, я предпочитаю толстосума государству... хотя бы потому что толстосумов много и на political correctness им наплевать (по крайней мере, некоторым из них)...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:nebo_oseni
Date:December 23rd, 2005 12:50 pm (UTC)

Меня совершенно не интересует справедливость.

(Link)
Господа Бога, судя по всему, тоже. Только вот как с этим смириться? Помните этот замечательный анекдот:
Заказчик:-Рабинович, бог сотворил мир за семь дней, а Вы с каким-то паршивым костюмом провозились полгода!
Рабинович: -Так Вы посмотрИте на этот мир, и Вы посмотрИте на этот костюм...

И это не только для искусства смертельное явление, когда монополия суда и оценки принадлежит только профикам, захватившим власть и влияние в своей сфере, тогда-то и летят головы Вавиловых, отрекаются Галилеи, исчезают во тьме веков великие открытия, чтобы через столетия быть открытыми заново и проч, и проч, а политическая ситуация только усугубляет этот "внутриведомственный" отбор. Но зачем-то оный эволюции (до определенной степени) угоден...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:December 23rd, 2005 03:40 pm (UTC)

Re: Меня совершенно не интересует справедливость.

(Link)
хороший анекдот... мудрый Рабинович опять утер нос Господу Богу... Насчет эволюции вопрос очень глубокий... еще князь Кропоткин (мой кумир) сказал что дарвинизм не следует интерпретировать слишком узко как выживание отдельной особи... борьба за существование ведется между большими группами, а нынче даже говорят между "генами"... Кропоткин объяснил зачем эволюции нужны такие черты как самопожертвование и альтруизм, черты зачастую губительные для самого альтруиста, но благотворные для выживания его племени... В свете кропоткинского учения можно попытаться дать ответ, зачем нужен эволюции тов Сталин... да, конечно, он задержал развитие своего племени лет на 50... но преподал человечеству такой урок, что оно закаялось (надеюсь надолго, хотя тут, к сожалению я не оптимистка) идти по социалистическому пути... для того-то, братец Яков, мы сидели по тюрьмам и всходили на эшафоты, чтобы где-то там НЕ победил Тольятти и Морис Торез !
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:logophilka
Date:December 23rd, 2005 05:36 pm (UTC)

На Западе поэтов читают только другие поэты

(Link)
Увы, Вы правЫ...

По недавнему опросу, в Германии 87% подростков (14-18) хоть раз писали стихи. Хоть раз добровольно читали стихи из них же... 6%. Подумаешь о 81% - просто мурашки по коже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:December 23rd, 2005 05:43 pm (UTC)

Re: На Западе поэтов читают только другие поэты

(Link)
но если все-таки почитать, тоже мурашки... современная русская поэзия настолько выше западной, что диву даешься!.. а ведь это не всегда было так... тот же Рильке не уступает Пастернаку
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:koppola
Date:December 28th, 2005 03:36 pm (UTC)
(Link)
С Новым годом, милая Клиуша!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:egor_13
Date:December 29th, 2005 03:55 am (UTC)
(Link)
Оффтопик: с Новым годом!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:December 29th, 2005 03:04 pm (UTC)
(Link)
и Вас также !
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:maxnicol
Date:December 29th, 2005 08:17 am (UTC)
(Link)
Де Кунига зовут Лингус.

Не стал отвечать на Ваше поздравление в чужом этимологическом экзерсизе. А вот тут разойдусь:
с Рождеством!
с Ханукой!
с карякским праздником Оло-ло (сегодня начался)!
- сбывания разных мечт в новом году!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:December 29th, 2005 03:07 pm (UTC)
(Link)
Думая о своих мечтаниях, я иногда пугаюсь, а ну, сбудутся, что я тогда буду делать?!! Надеюсь, и у Вас также!.. Смелее вздымайте мечтания ввысь, на этот раз все сбудутся
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:pascendi
Date:January 5th, 2006 08:14 pm (UTC)

Занудное

(Link)
Во-первых, в принципе с Вами согласен. Всё изобразительное искусство после импрессионистов создали маршаны, игравшие на повышение. Впрочем, об этом все сказал еще Олдингтон в "Семеро против Ривса".
Во-вторых, если позволите, позанудствую.
Самоё -- форма женского рода от "само". Должно быть "влияние искусства на самого себя", "Искусство не должно судить само себя".
"Отвечая лично товарищу Берия" -- калька с английского reporting personally to Comrade Beria. По-русски будет "подчиняясь непосредственно товарищу Берия".
Далее. "То, что сегодня это ..." -- перед "что необходима запятая -- придаточное предложение.


А Некрасов к искусству имеет очень отдаленное отношение...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:January 5th, 2006 10:12 pm (UTC)

Re: Занудное

(Link)
спасибо огромное... исправлю все как Вы сказали... единственное, что мне не по душе, это "подчиняясь непосредственно товарищу Берия"... мне хотелось выразить не непосредственность подчинения (the line of command), a коммунистическую формулировку "под мудрым руководством партии и лично товарища..."

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:(Anonymous)
Date:May 28th, 2006 12:31 pm (UTC)
(Link)
Кли, доведи плз мысль до конца
- не рентабельным искусствам должно умереть (литер, поэзия, философия..)
- рентабельные - будут расцветать (кино, МТВ, сериалы (вспомни свой спор с Копполой) ,...)
- декаденты останутся дилетантами - то есть услуги старообрядческого образования будут цениться только когда надо воткнуть в тело рэпа свежую струю из Бородина или Лебединого Озера.

Как жить старообрядцам?
Как ты оправдываешь свои лит развлечения?

Для себя я придумал такой слоган:
лучше покупать публику за деньги, чем продавать душу за публику.

прости за анонимность,
Юра.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:May 28th, 2006 01:53 pm (UTC)
(Link)
Искусство всегда должно было быть "рентабельным", например, раньше это означало нравиться Медичи... но смысл рентабельности со времен Медичи изменился! Массовый рынок обслуживается кураторами, которые говорят массам миллионеров, что хорошо, а что плохо... только таким образом можно раскрутить "Малевича с Бурлюком и Ротко с Де Кунигом." Новые механизмы раскрутки были впервые опробованы в Париже на восьми выставках импрессионистов (которых, не подумайте, я очень люблю) с легкой руки Наполеона III, открывшего le Salon des Refusés, и оказались очень эффективными.

Поймите меня правильно. Я отнюдь не за торжество ублюдочного массового искусства и телесериалов, отнюдь... я лишь призываю обратить внимание на оборотную сторону медали! Медичи тем и хороши, что их в принципе много и они в принципе независимы. Кураторы же образуют школы и в принципе борются между собой за распределение государственных средств. При этом побеждает наиболее идеологически выдержанный (politically correct).

Ситуация несколько схожа с фундаментальным мировым вопросом о капитализме. Иной раз посмотришь на мурло этого капиталиста и душа потянется к госплану. После XX века с этим вопросом все стало ясно, по крайней мере мне... впрочем, если в Америке организовать референдум исключительно среди людей находящихся на зарплате у государства (бюрократы, университетская публика и т.д.), так они возможно капитализм и забаллотируют... с искусством немногим сложнее, хотя бы потому что большинство художников приветствовали бы резкое увеличение финансирования National Endowment for the Arts... А я против... Пусть лучше Henry Clay Frick и Пегги Гугенхайм.


(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) (Expand)