?

Log in

No account? Create an account

таинство конька-горбунка - Clittary Hilton

Nov. 22nd, 2007

11:05 am - таинство конька-горбунка

Previous Entry Share Next Entry

Несколько лет назад я с интересом прочла где-то на интернете статью Владимира Козаровецкого Пушкинская обналичка. Мне она показалась очень занятной и я сохранила её у себя. Журналист Козаровецкий излагает хлёстко и убедительно доводы недавно умершего пушкиниста-иконоборца Александра Лациса в пользу того, что автором Конька-Горбунка является не Ершов, а Пушкин.

Оригинальные доводы Лациса, видимо, изложены в его книге

ВЕРНИТЕ ЛОШАДЬ! Пушкиноведческий детектив.
М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2003. 352 с

Я говорю, «видимо», потому что книгу эту мне купить не удалось, ибо похоже, что она нигде не продаётся.

Похоже также, что я очень правильно сделала, сохранив статью Козаровецкого, потому что она исчезла начисто из мутных вод Интернета... Даже на собственных страницах плодовитого журналиста, включая его «Критику и скандалистику», тексты «Обналички» упоминаются без ссылки.

Здесь какое-то таинство. Порыскав по интернету, я увидела всякие глухие намёки на противодействие «пушкиноведов», будто-бы инвестировавших в нынешнее положение дел (то есть в «самозванца» Ершова) свои диссертации и культурное наследие. Ничего не поняла. Неужели «чтобы Пушкина чудный товар не пошел по рукам дармоедов, грамотеет в шинелях с наганами племя пушкиноведов»? То есть, что они все еще с наганами ходят и затыкают людям рот? Нигде я не видала научного обсуждения и культурного критического разбора аргументов Лациса. Поскольку сама я Лацису возразить не могу (мне его аргументы, в культурном изложении журналиста Козаровецкого, кажутся исключительно разумными), а научного возражения нет, повидимому, следует считать открытие Лациса последним словом науки, а сказку «Конёк-горбунок» (по Козаровецкому, «лучшую сказку Пушкина») сказкой Пушкина. Мне лично больше нравится «Сказка о царе Салтане», но это дело вкуса!



UPD, May 16, 2008: Обширные дополнительные материалы, включая статьи самого Лациса, сравнительные тексты Конька-Горбунка и т.д. можно найти, пойдя по ссылке, за которую я признательна Владимиру Герцику (575108).

Comments:

From:ne_goya
Date:November 22nd, 2007 04:59 pm (UTC)
(Link)
Да, здорово!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:November 22nd, 2007 05:44 pm (UTC)
(Link)
интересно, правда ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:wisselwachter
Date:November 22nd, 2007 05:15 pm (UTC)
(Link)
>мне его аргументы, в культурном изложении журналиста Козаровецкого, кажутся исключительно разумными

А мне рассказ об аргументах, изложенных культурным журналистом, не кажется надлежащим доказательством авторства Пушкина. На том и стоять буду до тех пор, пока не появится более веских доказательств.
ЗЫ "глухие намёки" доказательством не являются.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:November 22nd, 2007 05:43 pm (UTC)
(Link)
Вы неправы. Аргументы приведены, вы их, видимо, не заметили... статья Козаровецкого сохранена мною в полном объеме и дана ссылка, http://clittary-hilton.livejournal.com/52094.html

К сожалению, у меня нет возможности выложить Лациса напрямую, но Вы же не исключаете Сократа из числа доказательных мыслителей — только из того, что все его аргументы известны нам в изложении культурного журналиста Платона?

Из уважения к труду Козаровецкого, я постаралась сохранить все его акценты, сделанные курсивом, иногда жирным, иногда нет... мне пришлось это делать вручную... из уважения хотя бы к моему труду, пожалуйста, ознакомьтесь со статьёй!

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:wisselwachter
Date:November 23rd, 2007 11:20 am (UTC)
(Link)
Аргументов не увидел; увидел досужие домыслы, подтасовки и беспросветное мещанство аффтара. Взять хотя бы это предложение.

И почему этот гениальный Ершов после абсолютного успеха сказки, публикация одной лишь первой части которой сделала ему имя, а три первых издания должны были и материально обеспечить его, вместо того, чтобы остаться в столице и занять свое законное достойное место среди лучших русских литераторов, уехал в Тобольск и стал работать в гимназии каким-то там преподавателем со скромной зарплатой?

Фу! Аффтар не способен понять мотивов поступка поэта, а посему поэт лох, неудачник и чмо. Кому это в голову придёт детей учить в глуши, вместо того чтобы в столицах деньгу загребать лопатой?
Подробнее напишу позже.

ЗЫ Я и не знал что Козаровецкий был учеником Платона Лациса, сильно Вы льстите Платону таким сравнением.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:tolstobrov
Date:November 22nd, 2007 08:43 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, очень интересно.
И очень похоже на правду.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:November 22nd, 2007 08:48 pm (UTC)
(Link)
Очень!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:couchsamurai
Date:November 22nd, 2007 10:22 pm (UTC)
(Link)
Скажу Страшное. В ивритском переводе (отличном!) шедевр называется "Сусон [Конёк] Гавнунон [от слова "гибенет"=горб]".
Такие дела.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:November 23rd, 2007 12:06 am (UTC)
(Link)
цитата:
Дорогой наш брат Иваша,
Что переться - дело наше!
Но возьми же ты в расчет
Некорыстный наш живот.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:neirebis
Date:November 23rd, 2007 09:11 am (UTC)

Вон, холоп...

(Link)
В Германии проживает литературовед В.Перельмутер (у меня есть его книжица у Вяземском), который тоже убеждён в пушкинском авторстве Конька.
Всё моё детство проходило под впечатлением вот от этих строчек :
"Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться !
Распроклятый тот карась
Поносил меня вчерась !"
Да и всё остальное - чудо из чудес !
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:November 23rd, 2007 04:51 pm (UTC)

Re: карась

(Link)
Да, конечно, я прекрасно помню как в пруде, под камышом, ёрш дерется с карасем!
Распроклятый тот карась
Поносил меня вчерась
При честном при всем собранье
Неподобной разной бранью...
Николай Олейников явно стоял на плечах гигантов:
Маленькая рыбка - жареный карась,
Где твоя улыбка, что была вчерась?
И то и другое гениально! Хотя у Ершова (или Пушкина?) врагом народа оказался (или, по крайней мере, чуть было не стал) все-таки ёрш:
"Что ты долго не являлся?
Где ты, вражий сын, шатался?"
Кит со гневом закричал.
На колени ёрш упал,
И, признавшись в преступленье,
Он молился о прощенье.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:putanik
Date:November 23rd, 2007 06:19 pm (UTC)
(Link)
А я про эту гипотезу слышал лет 10-15 назад,только без доказательств. Думаю, Лацису не первому это пришло в голову.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:November 23rd, 2007 09:18 pm (UTC)
(Link)
Возможно... Козаровецкий пишет, что единственный "факт, открытие которого принадлежит исключительно" Лацису, это расстановка книг в библиотеке Пушкина. Александр Сергеевич, весьма педантичный в расстановке книг по авторам, поставил «Конька-Горбунка» на полку своих опусов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:akurlovich
Date:January 29th, 2008 01:35 pm (UTC)
(Link)
Тут, знаете ли, две стороны :)

Первая в том, что пересмотр отношения к "наследию" в нашей эмпэрии - вещь весьма запретная, так что обсуждение могли и "заткнуть". Тут есть поле для работы - например, словоупотребление - мне оно в "коньке" не кажется таки пушкинским... Но это поле для работы именно, а не трёпа.

Ну а вторая в том, что в отличие от людей, доказавших контрафактность "Слова о полку...", сей товарищ жив по крайней мере.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:clittary_hilton
Date:January 29th, 2008 04:37 pm (UTC)
(Link)
Совершенно с Вами согласна. В том числе и насчет словоупотребления. Местами оно очень даже пушкинское (но это неудивительно, Ершов как и все был по его влиянием), а местами кажется, что Пушкин ни за что так бы не сказал... но это, разумеется, трёп.

Козаровецкий-то жив, но Лацис умер, а идея его. Святой Павел сильно продвинул христианство в смысле пропаганды, но идеи Сына плотника в его исполнении несколько потускнели...

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)